Виктор Цой в стихии войны
Виктор Цой мог бы сегодня праздновать своё шестидесятилетие – даже не верится. Без всякого сомнения, Цой был выдающимся человеком, если он прожил всего 28 лет, а его помнят и через 30 с лишним лет после его трагической кончины, причём не узкий круг коллег и друзей, а вся страна, даже те, кто родился после его смерти.
Цоем овладела стихия войны. Но, будучи художником, Цой размышлял не о конкретной войне, а самой глобальной – метафизической. Война везде. Всё – война. Всё надо брать боем: «Между землей и небом – война. И где бы ты ни был, что б ты ни делал: между землей и небом – война». А главное – «кто-то станет стеной, а кто-то – плечом, под которым дрогнет стена». И под обломками стены, под руинами мира, погибнем все мы: «Покажи мне того, кто выжил один из полка».
Не мог Цой не реагировать на то, что происходило в обществе. Просто реагировал он иносказательно, не прямо, не плакатно, как, например, Михаил Борзыкин, лидер группы «Телевизор». Цой осмыслял. Он перерабатывал общественные, в том числе политические сигналы в метафизические смыслы. Когда он из исполнителя подростковых шлягеров превратился в поэта и философа? На какой базе это превращение произошло? Вот это для меня загадка.
Редактор "Новых смыслов" Дмитрий Жвания о творчестве Виктора Цоя.
https://www.sensusnovus.ru/featured/featured-featured/2022/06/21/27156.html